«Отныне «Мудрое видение» у меня ассоциируется с этим!»

Заключила на ближайшем корпоративном тренинге "Мудрого видения" после возвращения из Непала Елена Аверина, глава группы компаний в сфере медицины, собственник технологической компании Transbiotech, разработавшей аппарат, делающий технологию спасения жизни с использованием искусственного кровообращения доступной.
Глаза Будды - один из сакральных национальных символов Непала.
Принято считать, что необычная форма полуприкрытых глаз символизирует одновременное созерцание внутреннего мира и внешнего, точка третьего глаза в межбровье – духовное прозрение, осмысление подлинной сути вещей, а непальская цифра «один» вместо носа – единство Бога и человека.
Где бы ты не находился, всевидящие глаза Будды смотрят на тебя!
Сознание определяет Бытие, внутренний мир порождает внешний, характер определяет судьбу, балансируй духовное и материальное – фундаментальные идеи «Мудрого видения».
В апреле-мае 2024 мы провели тренинг-путешествие в Непале.
17 дней по маршруту Катманду-Ло-Монтанг через города и высокогорные деревушки Бандипур, Покхара, Джомсом, Кагбени, Челе, Гелинг, Царанг, Дракмар, Самар, Чуксанг, Шьянгмочен.
Группа из 10 человек, 7 русских из Санкт-Петербурга и Москвы, 1 индус, 2 непальца и 2 непальские лошади прожили командный треккинг с подъемом до 4300 метров, среднесуточной дистанцией через перевалы около 17 км.


4300 метров и 6 часов в дороге по пересеченной местности ежедневно – много или мало? Для профессиональных путешественников и альпинистов легкое испытание, для тех, кто редко или вовсе в походе впервые(!), как в нашем случае – настоящий Путь Героя.
Отсутствие/внезапное отключение электроэнергии/освещения, теплой воды, мобильной связи, средняя комнатная температура ночью +10С, насекомые, нищета и крайний аскетизм горных жителей, горняшка (высотная болезнь) и общая усталость - испытания для неопытных путешественников, которые могли бы сломать, если бы не тренированное сознание и практика на месте.

Значимый командный результат тренинга-путешествия в Непале (со слов участников):

Медитировали, разбирали ежедневно получаемый опыт группой и индивидуальные события и наблюдения, исследовали тибетскую культуру, общались.

Научная деятельность

Обогащение знаниями для медицинской практики и написания диссертации

Решимость сменить сферу деятельности

Уход из найма в предпринимательскую деятельность

Преодоление страха высоты

Знакомство со своим телом, потенциала развития спортивной формы и план активностей в условиях высокогорья

Решимость заняться просветительской деятельностью

Избавление от множества иллюзий, страхов и выход в смелость социальной проявленности

«Бог един»

Еще более глубокий и тонкий уровень понимания разности культур и единства одновременно
Каждый день нашего Непала, как полноценная новая жизнь, достоин подробного описания. Однако остановлюсь на наиболее значимых для нас впечатлениях и диковинах.
Победа над демонами
Тиджи и 9 мая
Прилетев в Катманду в начале нашего путешествия, застали Непал горящим. Дымовая завеса прятала городскую перспективу, а затем и вершины лесных и горных массивов для обзора по пути к месту начала треккинга. Повсеместные пыль и дым осложняли дыхание и внутренние авиасообщения. Наш рейс не состоялся, к треку добирались на джипах. Все дни по мере восхождения к Ло-Монтангу погода стояла переменчивая, снежные вершины Гималаев по-прежнему оставались сокрытыми. Группа адаптировалась и наслаждалась предложенными видами, приключением и предвкушением зрелищного Тиджи.
Трехдневный фестиваль, инициированный в 17 веке, и впрямь яркое, затейливое и мистическое действо. С момента открытия фестиваля к его завершению погодные условия ухудшались на глазах: густые сизые тучи, пронизывающий ледяной ветер и дождь.
Группа собиралась с духом в обратный пеший путь, со скепсисом отнесясь к словам бывалых: "Сейчас победят демонов - и распогодится, как обычно!".

На следующий день, 8 мая, мы уже держали путь под чистым ясным небом с упирающимися в солнце белоснежными вершинами Гималаев! 9 мая любовались радугой, небывалой красоты и светимости, выросшей над головой в момент медитации на победу добра над злом. Демоны и скепсис побеждены!:)
Отношение к деньгам
Баланс между духовным и материальным
Один из самых наших любимых продуктов "Мудрого видения" интенсив по финансам. Мы нередко наблюдаем у участников в причинах безденежья отрицание материальных благ в системе ценностей до духовной гордыни.
Баланс между духовным развитием и социальным успехом - то, над чем трудятся участники в программах МВ.
В этом ключе нам особенно было любопытно наблюдать отношения с деньгами на родине основателя буддизма. Срединный путь, указанный Буддой, подразумевает золотую середину между аскетизмом и наслаждениями, избегая крайностей.

Боюсь, хватит пальцев одной руки, чтобы перечислить встреченных нами адептов золотой середины, преимущественно из среды коммерсантов в крупных городах. В остальном - пренебрежительное отношение к материальному миру.

Мусор в водоемах и на улицах говорит о том, что в сознании людей бардак.
Одна из разновидностей духовной гордыни - крайний аскетизм, посвящение себя молитвам и религиозным ритуалам будучи обывателем.
Фанатизм в следовании религиозным догмам с утратой изначальных смыслов подобен пусканию пыли в глаза туристам, в буквальном смысле создает пылевые облака по всему Непалу.

Сознание определяет Бытие! Внешний мир - проекция внутреннего.
Просветленные собаки
Такого великого множества собак, как в Непале, нам не доводилось встречать прежде. Не простых собак, а дзен-собак. Бесстрашно возлежащих животных можно встретить на оживленной проезжей части, на балконе, крыше, ступенях жилых домов и религиозных сооружений, на пороге входа в древний монастырь. Люди обходят, перешагивают, объезжают. На прямую очевидную угрозу здоровью и жизни ухом не ведут.
Ни одной собачьей драки, огрызания, свадьбы, нападения, агрессивного попрошайничества.
Похоже, эти животные наверняка знают, что такое карма, просветление и готовятся к перерождению в теле человека.
Смерть
Индуистский и буддийский Непал
В Катманду, столице Непала, в храме-крематории Пашупатинатх наблюдали церемонию кремации индуистов из высшего сословия. Вдоль священной реки Багмати на выделенных площадках - погребальные костры с останками человеческих тел. Есть постаменты для высших, низших каст и королевской семьи.
К реке ведут наклонные спуски для омовения усопших и ступени для живых. Немногим индуистам по карману кремация в Пашупатинатхе, поэтому свое погребение находят в менее пафосных местах.
В индуизме считается, что сожжение позволяет быстро разобрать тело на породившие его элементы стихий (земля, вода, огонь, воздух и эфир) и вернуть их источнику, тем самым помогая духу покойного совершить переход. Прах спускается в реку и развеивается по ветру. В традиции не кремируют малых детей как безгрешных и странствующих йогинов - опускают в воду или придают земле.
Должна отметить, не все участники нашей группы смогли хладнокровно наблюдать за попытками кострового согнуть торчащую из костра ногу догорающего тела и дольше 5 минут вынести запах, витающий на территории всего храмового комплекса.

Грифы, которых мы встречали на пути по мере восхождения к высокогорному королевству Ло-Монтанг - яркое напоминание о буддийской традиции утилизировать тела в здешних местах. Нам не довелось засвидетельствовать скармливание птицам разрубленные на мелкие фрагменты трупы, но все путешествие наблюдали отголоски идеи этого ритуала. Отношение к жизни/смерти непальских тибетцев: будь весел и легок нравом, не ропщи на тяготы, трудись, занимай ум молитвой, будь полезен живым существам даже после смерти.
Ом мани падме хум
О! Жемчужина в цветке лотоса!
Или просто "Мани", как о ней говорят тибетцы. Самая популярная мантра, сопровождавшая нас всю дорогу. Ее напевали наши непальские друзья и обращались к ней вслух каждый раз, когда штурмовали перевалы, ее произносили прохожие, вращая молитвенные барабаны, торговцы, коротая время в ожидании покупателей, женщины в деревнях, занимаясь на кухне. Она нанесена на ритуальной и религиозной атрибутике и сувенирном мерче.
Мантра олицетворяет собой чистоту тела, речи и ума Будды. Мантра бодхисаттвы сострадания удаляет гордыню и самомнение, ревность и зависть, привязанность и эгоистические желания, рассеивает неведение и запутанность, растворяет жадность и алчность, трансформирует ненависть и злость.

Буддисты стремятся к духовному Пробуждению при жизни, готовясь к правильной для традиции смерти, когда для будущих перерождений имеет решающее значение, какой будет последняя мысль умирающего. При такой усердной повседневной практике, которую мы наблюдали, высока вероятность уйти с молитвой за всех живых существ и осуществить Пробуждение в посмертии. Ом мани падме хум!
Благодарю моих попутчиков за фотографии, поддержку, командный дух, доверие и трансформации!
До скорых новых встреч!

Автор текста: Таня Туманова,
ТА, ЧТО СВОДИТ МОСТЫ
Хочу с вами
Оставь контактные данные - и мы проинформируем о следующем выездном тренинге-путешествии